Обоснование программы

МБОУ "ЮЖИНСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА" КОЛЫВАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Обоснование программы

 

ОБОСНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

 

                   Программа развития МБОУ "Южинская ООШ" определяет основные цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития  школы на период  до 2014 года.

         Главная цель Программы – развитие образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.

В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленные интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.

            

 Исполнителями Программы является администрация и педагогический коллектив.

         Сроки реализации Программы- до 2009 года.

В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.

         Основные мероприятия Программы:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

- внедрение инновационных технологий в педагогическую деятельность учителей и организацию учебно-воспитательного процесса;

- гуманизация и гуманитаризация обучения;

- развитие у учащихся языковой, коммуникативной и элементарной лингвистической компетенции;

- развитие информационных технологий и методов обучения;

- обеспечение контроля качества образования;

- осуществление мероприятий по сохранению и обновлению материально-технической базы, оборудования, инвентаря для занятий физкультурой и спортом;

- формирование системы  ранней профориентации с целью выработки мотивации к получению востребованной на рынке труда профессии,

- переход на предпрофильную подготовку учащихся 9 – х классов;

- обеспечение реализации программ патриотического, физического и нравственного воспитания; организация досуговой занятости, социальная защита учащихся;

- обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья обучающихся.

 - формирование  системы  воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности к сохранению и укреплению своего здоровья и окружающих;

- разработка  и реализация системы мер по профилактике и предупреждению детского травматизма.

        Ведущей идеей Программы развития школы является образование, ориентированное на самореализацию личности с учетом возможностей склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала. Педагогический коллектив ставит своей целью обеспечение образования самого высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества.

Реализация этой идеи позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углубленного изучения и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения в вузах, осознать каждому ученику важность и необходимость школьного образования как основы для последующего личностного и профессионального развития.

Учебные программы ориентированы на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, на развитие навыков самообразования, методов и средств научного понимания, умение мыслить творчески и независимо, на утверждении в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.

Целью программы является создание условий для свободного выбора в соответствии со способностями и желанием учиться. Её реализация обеспечивается:

1) повышение качества знаний учащихся на основе интеграции инновационных и традиционных технологий в современном учебном процессе;

2) ориентацией на развитие высокого уровня мыслительных процессов школьников, сознание каждым учеником собственных способностей;

3)   внедрением современных личностно-ориентированных технологий;

4)   осуществлением комплексного психолого-педагогического сопровождения

.

 

Важнейшими условиями реализации цели являются: современное содержание образования, наличие высококвалифицированных педагогов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Основным ПРОЕКТИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ образования является формирование всесторонне образованной, социально-зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:

-         наличие компетенций по широкому кругу областей и явлений;

-         высокий интеллектуальный уровень;

-         сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;

-         общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость

-         патриотизм;

-         системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике;

-         потребность в самообразовании и самосовершенствовании;

-         владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;

-         физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;

-         профессиональная ориентированность, осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;

-         готовность к жизненному самоопределению;

-         уважение к труду;

-         сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающих отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения.

 

Приоритетными направлениями развития школы в современных условиях мы считаем:

1.     Развитие познавательного и духовно-творческого потенциала личности учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.

2.  Обеспечение преемственности и непрерывности образования.

3.     Подготовка и участие в эксперименте по проведению ЕГЭ.

4.     Охрана здоровья учащихся.

5.     Внедрение современных личностно ориентированных педагогических технологий, методика развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности.

6.     Применение новых информационных технологий в образовательном процессе школы; внедрение их в преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

7.     Устранение многопредметности, интеграция учебного материала, способного формировать целостную картину мира у учащихся.

8.     Усиление прикладной и практической направленности изучения учебных предметов.

10.Усиление внимания индивидуальному физическому развитию учащихся, прикладному характеру физической подготовки. Развитие навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья. Расширение практики внедрения различных форм организации внеурочных занятий физической культурой.

 

Концептуальные положения включают принципы, обеспечивающие возможность поддержки ребенка в личностном развитии и обучении, демократическое участие большинства в управлении учебным заведением, разумное сочетание управленческих педагогических требований с организацией творческой деятельности и радостью общения.

 

 НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

 

1.     Закон РФ «Об образовании». (№ 12Ф3 от 13.01.1996)

2.     Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (№ 51-Ф3 от 10.04.2000)

3.     Устав МОУ Южинской ООШ

4.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393.

5.     Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783

6.     Конвенция ООН о правах ребенка.

7.     Учебные стандарты.

8.     Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)

9.     Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ МО от 09.02.1998, № 322).

10.                       Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02) Постановление № 44 от 28.11.2002)

11.                       Письмо Министерства образования России от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей».

 

 1.    Краткая аннотация документа

 

Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период с 2005г по 2009год. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и учебного коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в дынный период предполагает поиск путей и создание условий для личного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

 

2.    Информационная справка о школе

Муниципальное образовательное учреждение Южинская основная общеобразовательная школа Колыванского района Новосибирской области создано в 1953 году, зарегистрировано в установленном порядке  как Южинская неполная средняя школа. В 1999году перерегистрирована в государственное основное общеобразовательное учреждение Южинская основная общеобразовательная школа. В 2005 году школа зарегистрирована как Муниципальное образовательное учреждение Южинская основная общеобразовательная школа Колыванского района Новосибирской области (МОУ Южинская ООШ). Школа имеет статус основной общеобразовательной школы. Школа включает в себя две ступени.

 

Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста.

 

Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная цель её – обеспечение высокого уровня социализации школьников.

 

Характеристика педагогического коллектива

 

В школе работает 10 учителей. Средний возраст педагогов – 46 лет. Средний педагогический стаж 25 лет. Средний возраст администрации – 49 лет.  Имеет высшее образование – 3 (30%), среднее специальное образование – 8 учителя (80%).

Отличник народного просвещения РСФСР  – 1 учитель.

 

Характеристика учащихся и их семей

 

В школе обучается 24 ребёнка, объединённых в 7 классов комплектов. Образовательный  процесс осуществляется в одну смену. Продолжительность уроков 45 минут. На первой ступени обучается 10 обучающихся , на второй 14 обучающихся. 5 обучающихся живут в многодетных семьях, 2 – в неполных семьях. Из семей безработных – 4.  На внутришкольном учёте  - 3.

 

Особенности учебного процесса

 

Школа включает в себя две ступени.

        Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся 6,5 лет на первое сентября. На первой ступени школы  реализуются программы начального общего образования.

        Вторая  ступень  обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная её цель – обеспечения высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована предпрофильная подготовка.

 

Особенности воспитательного процесса

 

     Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально – педагогических проектов и работу школьной детской организации «Школьная страна» и ученического самоуправления. Ведущий принцип организации жизнедеятельности в школе – ориентация на общечеловеческие ценности : отечество, человек, знанияруд, культура, семья. Конечная цель воспитательной деятельности – выпускник.

    Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребёнка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

?  корректировку  учебного  процесса,  усиление  практической  части

    направленности всех учебных  дисциплин;

 

 

?  изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности 

    школьников через дидактические  ролевые игры,  разнообразие форм

    обучения, раскрепощение личности ребёнка в учебном процессе;

?  ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких

    категориях, как «человек», «красота», «добро», «культура», «истина»,

    «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые

    охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности

    и образуют основу воспитания;

?  создание условий для самовыражения и самореализации каждого ребёнка

     в информационном пространстве школы.

 

Характеристика материальной базы школы

 

Образовательный процесс осуществляется в одном здании.

В школе имеется спортивный зал, библиотека, столовая, мастерская, уголок «Боевой и трудовой славы», пришкольный участок. В компьютерном классе два компьютера имеется доступ и Интернет и электронная почта.

 

Основные достижения школы

 

МОУ Южинская ООШ принимает активное участие в районных конкурсах.

В 2007г школа получила «Благодарственное письмо» за участие в районном эколого- туристическом слёте.

В  2006 г. коллектив школы награждён грамотой Администрации Колыванского района за активное участие в конкурсе «Журналина»

  Учащиеся школы принимают активное участие в международных                   конкурсах:

   Сертификат

             Настоящий сертификат подтверждает, что Южинская ООШ Колыванского района НСО участвовала в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру» 16.05.2008г.

    Сертификат

              Настоящий сертификат подтверждает, что 10 учащихся Южинской ООШ Колыванского района НСО 16.11.2008г. участвовали во Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».;

3.Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития

 

3.1.  Характеристика микросоциума школы.

 

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

·        удаленностью от крупных культурных центров;

·        значительным количеством малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;

·        низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;

·        несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения.

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят дети, существенно отличающие друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.

 

3.2.         Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы.

 

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

·        государство (Россия, регион Новосибирская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

·        учащиеся;

·        их родители;

·        педагогическое сообщество.

 

    С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

·        оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно – нравственного здоровья;

·        усиление роли учебных дисциплин, прикладного цикла, характеристика успешной социализации личности и адаптации к условиям резкого падения экономики сельского хозяйства;

·        введение предпрофильного обучения на второй ступени в целях обеспечения профессионального самоопределения обучающихся;

·        обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации  потенциальных возможностей каждого школьника;

·        совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно – общественной системы оценки качества образования;

·        информатизация образовательной практики, формирование основной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

 

 

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

 

- возможность получения ребёнком качественного основного общего образования;

- качественную подготовку школьников к дальнейшему обучению школьников;

- интересный досуг учащихся;

А также создавали условия для:

- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей учащихся:

-  формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

- сохранение и укрепление здоровья своих детей

 

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

- было интересно учиться;

- имелись комфортные психолого – педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности. Общения. Самореализации;

- была возможность получить качественное основное общее образование;

- имелись условия для освоения современных информационных технологий.

 

Педагоги ожидают:

 

- создания в школе комфортных психолого – педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

-  улучшения условий материально – технического обеспечения образовательного процесса;

- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

     Учитывая государственную стратегию развития основного общего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты. К достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления её развития. Таковыми являются:

·        модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

·        создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

·        создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

·        внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения медико- социально- психолого – педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определённых условий, способствующих  эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.

 

3.3 Проблемы школы и способы их решения

 

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы. Нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.

 

ПРОБЛЕМЫ

Способы решения

1.

2.

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная неосведомлённость педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

 

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетенции.

 

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

 

Апробация и внедрение современных образовательных технологий.

 

Невозможность использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся начальной и основной ступени школы.

Сложность апробации новых учебно – методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения.

Сложность апробации новых УМК ввиду отсутствия полного методического обеспечения.

Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК

2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Личностный рост учителя. Повышения профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы.

 

Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента.

 

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

 

 

Повышение компетентности педагогов в процессе в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов.

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога.

Личностный рост учащихся, создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, как и форм деятельности учащихся, ориентации на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения.

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного  обучения, проектного обучения, игрового обучения

 

 

Знаниеориентированный подход  к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

 

 

 

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.

 

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

 

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для представления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся

 

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирование условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей системы, охватывающей физический,  психический, нравственный аспекты жизни школьника

Отсутствие условий и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся: разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации   медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки

ОБОСНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

 

                   Программа развития МОУ Южинской ООШ определяет основные цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития  школы на период  до 2009 года.

         Главная цель Программы – развитие образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.

В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленные интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.

            

 Исполнителями Программы является администрация и педагогический коллектив.

         Сроки реализации Программы- до 2009 года.

В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.

         Основные мероприятия Программы:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

- внедрение инновационных технологий в педагогическую деятельность учителей и организацию учебно-воспитательного процесса;

- гуманизация и гуманитаризация обучения;

- развитие у учащихся языковой, коммуникативной и элементарной лингвистической компетенции;

- развитие информационных технологий и методов обучения;

- обеспечение контроля качества образования;

- осуществление мероприятий по сохранению и обновлению материально-технической базы, оборудования, инвентаря для занятий физкультурой и спортом;

- формирование системы  ранней профориентации с целью выработки мотивации к получению востребованной на рынке труда профессии,

- переход на предпрофильную подготовку учащихся 9 – х классов;

- обеспечение реализации программ патриотического, физического и нравственного воспитания; организация досуговой занятости, социальная защита учащихся;

- обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья обучающихся.

 - формирование  системы  воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности к сохранению и укреплению своего здоровья и окружающих;

- разработка  и реализация системы мер по профилактике и предупреждению детского травматизма.

        Ведущей идеей Программы развития школы является образование, ориентированное на самореализацию личности с учетом возможностей склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала. Педагогический коллектив ставит своей целью обеспечение образования самого высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества.

Реализация этой идеи позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углубленного изучения и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения в вузах, осознать каждому ученику важность и необходимость школьного образования как основы для последующего личностного и профессионального развития.

Учебные программы ориентированы на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, на развитие навыков самообразования, методов и средств научного понимания, умение мыслить творчески и независимо, на утверждении в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.

Целью программы является создание условий для свободного выбора в соответствии со способностями и желанием учиться. Её реализация обеспечивается:

1) повышение качества знаний учащихся на основе интеграции инновационных и традиционных технологий в современном учебном процессе;

2) ориентацией на развитие высокого уровня мыслительных процессов школьников, сознание каждым учеником собственных способностей;

3)   внедрением современных личностно-ориентированных технологий;

4)   осуществлением комплексного психолого-педагогического сопровождения

.

 

Важнейшими условиями реализации цели являются: современное содержание образования, наличие высококвалифицированных педагогов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Основным ПРОЕКТИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ образования является формирование всесторонне образованной, социально-зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:

-         наличие компетенций по широкому кругу областей и явлений;

-         высокий интеллектуальный уровень;

-         сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;

-         общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость

-         патриотизм;

-         системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике;

-         потребность в самообразовании и самосовершенствовании;

-         владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;

-         физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;

-         профессиональная ориентированность, осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;

-         готовность к жизненному самоопределению;

-         уважение к труду;

-         сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающих отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения.

 

Приоритетными направлениями развития школы в современных условиях мы считаем:

1.     Развитие познавательного и духовно-творческого потенциала личности учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.

2.  Обеспечение преемственности и непрерывности образования.

3.     Подготовка и участие в эксперименте по проведению ЕГЭ.

4.     Охрана здоровья учащихся.

5.     Внедрение современных личностно ориентированных педагогических технологий, методика развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности.

6.     Применение новых информационных технологий в образовательном процессе школы; внедрение их в преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

7.     Устранение многопредметности, интеграция учебного материала, способного формировать целостную картину мира у учащихся.

8.     Усиление прикладной и практической направленности изучения учебных предметов.

10.Усиление внимания индивидуальному физическому развитию учащихся, прикладному характеру физической подготовки. Развитие навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья. Расширение практики внедрения различных форм организации внеурочных занятий физической культурой.

 

Концептуальные положения включают принципы, обеспечивающие возможность поддержки ребенка в личностном развитии и обучении, демократическое участие большинства в управлении учебным заведением, разумное сочетание управленческих педагогических требований с организацией творческой деятельности и радостью общения.

 

 НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

 

1.     Закон РФ «Об образовании». (№ 12Ф3 от 13.01.1996)

2.     Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (№ 51-Ф3 от 10.04.2000)

3.     Устав МОУ Южинской ООШ

4.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393.

5.     Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783

6.     Конвенция ООН о правах ребенка.

7.     Учебные стандарты.

8.     Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)

9.     Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ МО от 09.02.1998, № 322).

10.                       Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02) Постановление № 44 от 28.11.2002)

11.                       Письмо Министерства образования России от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей».

 Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

·        государство (Россия, регион Новосибирская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

·        учащиеся;

·        их родители;

·        педагогическое сообщество.

 

    С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

·        оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно – нравственного здоровья;

·        усиление роли учебных дисциплин, прикладного цикла, характеристика успешной социализации личности и адаптации к условиям резкого падения экономики сельского хозяйства;

·        введение предпрофильного обучения на второй ступени в целях обеспечения профессионального самоопределения обучающихся;

·        обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации  потенциальных возможностей каждого школьника;

·        совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно – общественной системы оценки качества образования;

·        информатизация образовательной практики, формирование основной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

 

 

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

 

- возможность получения ребёнком качественного основного общего образования;

- качественную подготовку школьников к дальнейшему обучению школьников;

- интересный досуг учащихся;

А также создавали условия для:

- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей учащихся:

-  формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

- сохранение и укрепление здоровья своих детей

 

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

- было интересно учиться;

- имелись комфортные психолого – педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности. Общения. Самореализации;

- была возможность получить качественное основное общее образование;

- имелись условия для освоения современных информационных технологий.

 

Педагоги ожидают:

 

- создания в школе комфортных психолого – педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

-  улучшения условий материально – технического обеспечения образовательного процесса;

- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

     Учитывая государственную стратегию развития основного общего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты. К достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления её развития. Таковыми являются:

·        модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

·        создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

·        создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

·        внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения медико- социально- психолого – педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определённых условий, способствующих  эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.

 

3.3 Проблемы школы и способы их решения

 

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы. Нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.

 

ПРОБЛЕМЫ

Способы решения

1.

2.

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная неосведомлённость педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

 

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетенции.

 

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

 

Апробация и внедрение современных образовательных технологий.

 

Невозможность использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся начальной и основной ступени школы.

Сложность апробации новых учебно – методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения.

Сложность апробации новых УМК ввиду отсутствия полного методического обеспечения.

Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК

2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Личностный рост учителя. Повышения профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы.

 

Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента.

 

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

 

 

Повышение компетентности педагогов в процессе в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов.

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога.

Личностный рост учащихся, создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, как и форм деятельности учащихся, ориентации на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения.

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного  обучения, проектного обучения, игрового обучения

 

 

Знаниеориентированный подход  к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

 

 

 

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.

 

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

 

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для представления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся

 

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирование условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей системы, охватывающей физический,  психический, нравственный аспекты жизни школьника

Отсутствие условий и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся: разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации   медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Дата последнего обновления страницы 16.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения