ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа развития МБОУ "Южинская ООШ" определяет основные цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития школы на период до 2014 года.
Главная цель Программы – развитие образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.
В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленные интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.
Исполнителями Программы является администрация и педагогический коллектив.
Сроки реализации Программы- до 2009 года.
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.
Основные мероприятия Программы:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
- внедрение инновационных технологий в педагогическую деятельность учителей и организацию учебно-воспитательного процесса;
- гуманизация и гуманитаризация обучения;
- развитие у учащихся языковой, коммуникативной и элементарной лингвистической компетенции;
- развитие информационных технологий и методов обучения;
- обеспечение контроля качества образования;
- осуществление мероприятий по сохранению и обновлению материально-технической базы, оборудования, инвентаря для занятий физкультурой и спортом;
- формирование системы ранней профориентации с целью выработки мотивации к получению востребованной на рынке труда профессии,
- переход на предпрофильную подготовку учащихся 9 – х классов;
- обеспечение реализации программ патриотического, физического и нравственного воспитания; организация досуговой занятости, социальная защита учащихся;
- обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья обучающихся.
- формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности к сохранению и укреплению своего здоровья и окружающих;
- разработка и реализация системы мер по профилактике и предупреждению детского травматизма.
Ведущей идеей Программы развития школы является образование, ориентированное на самореализацию личности с учетом возможностей склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала. Педагогический коллектив ставит своей целью обеспечение образования самого высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества.
Реализация этой идеи позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углубленного изучения и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения в вузах, осознать каждому ученику важность и необходимость школьного образования как основы для последующего личностного и профессионального развития.
Учебные программы ориентированы на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, на развитие навыков самообразования, методов и средств научного понимания, умение мыслить творчески и независимо, на утверждении в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.
Целью программы является создание условий для свободного выбора в соответствии со способностями и желанием учиться. Её реализация обеспечивается:
1) повышение качества знаний учащихся на основе интеграции инновационных и традиционных технологий в современном учебном процессе;
2) ориентацией на развитие высокого уровня мыслительных процессов школьников, сознание каждым учеником собственных способностей;
3) внедрением современных личностно-ориентированных технологий;
4) осуществлением комплексного психолого-педагогического сопровождения
.
Важнейшими условиями реализации цели являются: современное содержание образования, наличие высококвалифицированных педагогов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основным ПРОЕКТИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ образования является формирование всесторонне образованной, социально-зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:
- наличие компетенций по широкому кругу областей и явлений;
- высокий интеллектуальный уровень;
- сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;
- общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость
- патриотизм;
- системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике;
- потребность в самообразовании и самосовершенствовании;
- владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;
- физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;
- профессиональная ориентированность, осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;
- готовность к жизненному самоопределению;
- уважение к труду;
- сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающих отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения.
Приоритетными направлениями развития школы в современных условиях мы считаем:
1. Развитие познавательного и духовно-творческого потенциала личности учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.
2. Обеспечение преемственности и непрерывности образования.
3. Подготовка и участие в эксперименте по проведению ЕГЭ.
4. Охрана здоровья учащихся.
5. Внедрение современных личностно ориентированных педагогических технологий, методика развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности.
6. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе школы; внедрение их в преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
7. Устранение многопредметности, интеграция учебного материала, способного формировать целостную картину мира у учащихся.
8. Усиление прикладной и практической направленности изучения учебных предметов.
10.Усиление внимания индивидуальному физическому развитию учащихся, прикладному характеру физической подготовки. Развитие навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья. Расширение практики внедрения различных форм организации внеурочных занятий физической культурой.
Концептуальные положения включают принципы, обеспечивающие возможность поддержки ребенка в личностном развитии и обучении, демократическое участие большинства в управлении учебным заведением, разумное сочетание управленческих педагогических требований с организацией творческой деятельности и радостью общения.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
1. Закон РФ «Об образовании». (№ 12Ф3 от 13.01.1996)
2. Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (№ 51-Ф3 от 10.04.2000)
3. Устав МОУ Южинской ООШ
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783
6. Конвенция ООН о правах ребенка.
7. Учебные стандарты.
8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)
9. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ МО от 09.02.1998, № 322).
10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02) Постановление № 44 от 28.11.2002)
11. Письмо Министерства образования России от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей».
1. Краткая аннотация документа
Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период с 2005г по 2009год. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и учебного коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в дынный период предполагает поиск путей и создание условий для личного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
2. Информационная справка о школе
Муниципальное образовательное учреждение Южинская основная общеобразовательная школа Колыванского района Новосибирской области создано в 1953 году, зарегистрировано в установленном порядке как Южинская неполная средняя школа. В 1999году перерегистрирована в государственное основное общеобразовательное учреждение Южинская основная общеобразовательная школа. В 2005 году школа зарегистрирована как Муниципальное образовательное учреждение Южинская основная общеобразовательная школа Колыванского района Новосибирской области (МОУ Южинская ООШ). Школа имеет статус основной общеобразовательной школы. Школа включает в себя две ступени.
Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста.
Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная цель её – обеспечение высокого уровня социализации школьников.
Характеристика педагогического коллектива
В школе работает 10 учителей. Средний возраст педагогов – 46 лет. Средний педагогический стаж 25 лет. Средний возраст администрации – 49 лет. Имеет высшее образование – 3 (30%), среднее специальное образование – 8 учителя (80%).
Отличник народного просвещения РСФСР – 1 учитель.
Характеристика учащихся и их семей
В школе обучается 24 ребёнка, объединённых в 7 классов комплектов. Образовательный процесс осуществляется в одну смену. Продолжительность уроков 45 минут. На первой ступени обучается 10 обучающихся , на второй 14 обучающихся. 5 обучающихся живут в многодетных семьях, 2 – в неполных семьях. Из семей безработных – 4. На внутришкольном учёте - 3.
Особенности учебного процесса
Школа включает в себя две ступени.
Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся 6,5 лет на первое сентября. На первой ступени школы реализуются программы начального общего образования.
Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная её цель – обеспечения высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована предпрофильная подготовка.
Особенности воспитательного процесса
Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально – педагогических проектов и работу школьной детской организации «Школьная страна» и ученического самоуправления. Ведущий принцип организации жизнедеятельности в школе – ориентация на общечеловеческие ценности : отечество, человек, знания,труд, культура, семья. Конечная цель воспитательной деятельности – выпускник.
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребёнка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
? корректировку учебного процесса, усиление практической части
направленности всех учебных дисциплин;
? изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности
школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм
обучения, раскрепощение личности ребёнка в учебном процессе;
? ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких
категориях, как «человек», «красота», «добро», «культура», «истина»,
«отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые
охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности
и образуют основу воспитания;
? создание условий для самовыражения и самореализации каждого ребёнка
в информационном пространстве школы.
Характеристика материальной базы школы
Образовательный процесс осуществляется в одном здании.
В школе имеется спортивный зал, библиотека, столовая, мастерская, уголок «Боевой и трудовой славы», пришкольный участок. В компьютерном классе два компьютера имеется доступ и Интернет и электронная почта.
Основные достижения школы
МОУ Южинская ООШ принимает активное участие в районных конкурсах.
В 2007г школа получила «Благодарственное письмо» за участие в районном эколого- туристическом слёте.
В 2006 г. коллектив школы награждён грамотой Администрации Колыванского района за активное участие в конкурсе «Журналина»
Учащиеся школы принимают активное участие в международных конкурсах:
Сертификат
Настоящий сертификат подтверждает, что Южинская ООШ Колыванского района НСО участвовала в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру» 16.05.2008г.
Сертификат
Настоящий сертификат подтверждает, что 10 учащихся Южинской ООШ Колыванского района НСО 16.11.2008г. участвовали во Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».;
3.Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития
3.1. Характеристика микросоциума школы.
Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
· удаленностью от крупных культурных центров;
· значительным количеством малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;
· низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;
· несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения.
Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят дети, существенно отличающие друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.
3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы.
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
· государство (Россия, регион Новосибирская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;
· учащиеся;
· их родители;
· педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
· оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно – нравственного здоровья;
· усиление роли учебных дисциплин, прикладного цикла, характеристика успешной социализации личности и адаптации к условиям резкого падения экономики сельского хозяйства;
· введение предпрофильного обучения на второй ступени в целях обеспечения профессионального самоопределения обучающихся;
· обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
· совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно – общественной системы оценки качества образования;
· информатизация образовательной практики, формирование основной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребёнком качественного основного общего образования;
- качественную подготовку школьников к дальнейшему обучению школьников;
- интересный досуг учащихся;
А также создавали условия для:
- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей учащихся:
- формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
- сохранение и укрепление здоровья своих детей
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
- было интересно учиться;
- имелись комфортные психолого – педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности. Общения. Самореализации;
- была возможность получить качественное основное общее образование;
- имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого – педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшения условий материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития основного общего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты. К достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления её развития. Таковыми являются:
· модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
· создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
· создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
· внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения медико- социально- психолого – педагогического сопровождения учащихся.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определённых условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
3.3 Проблемы школы и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений развития школы. Нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.
ПРОБЛЕМЫ |
Способы решения |
1. |
2. |
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса |
Недостаточная неосведомлённость педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования
|
Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетенции.
|
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения
|
Апробация и внедрение современных образовательных технологий.
|
Невозможность использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся начальной и основной ступени школы. |
Сложность апробации новых учебно – методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения. |
Сложность апробации новых УМК ввиду отсутствия полного методического обеспечения. |
Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК |
2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
Личностный рост учителя. Повышения профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы.
|
Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента. |
|
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик
|
Повышение компетентности педагогов в процессе в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов. |
Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества |
Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога. |
Личностный рост учащихся, создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив |
Унификация как содержания, как и форм деятельности учащихся, ориентации на «среднего» ученика |
Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения. |
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности |
Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения
|
Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся
|
Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками |
Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.
|
Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни |
Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы |
Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг |
3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства
|
Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий |
Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей |
Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся |
Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников |
Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс |
Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов |
Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием доступа к глобальной информационной сети |
Использование возможностей школы для представления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети |
4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. |
Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся
|
Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения |
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирование условий, обеспечивающих физическое развитие школьников |
Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей системы, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника |
Отсутствие условий и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. |
Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся: разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки |
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа развития МОУ Южинской ООШ определяет основные цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития школы на период до 2009 года.
Главная цель Программы – развитие образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.
В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленные интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.
Исполнителями Программы является администрация и педагогический коллектив.
Сроки реализации Программы- до 2009 года.
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.
Основные мероприятия Программы:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
- внедрение инновационных технологий в педагогическую деятельность учителей и организацию учебно-воспитательного процесса;
- гуманизация и гуманитаризация обучения;
- развитие у учащихся языковой, коммуникативной и элементарной лингвистической компетенции;
- развитие информационных технологий и методов обучения;
- обеспечение контроля качества образования;
- осуществление мероприятий по сохранению и обновлению материально-технической базы, оборудования, инвентаря для занятий физкультурой и спортом;
- формирование системы ранней профориентации с целью выработки мотивации к получению востребованной на рынке труда профессии,
- переход на предпрофильную подготовку учащихся 9 – х классов;
- обеспечение реализации программ патриотического, физического и нравственного воспитания; организация досуговой занятости, социальная защита учащихся;
- обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья обучающихся.
- формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности к сохранению и укреплению своего здоровья и окружающих;
- разработка и реализация системы мер по профилактике и предупреждению детского травматизма.
Ведущей идеей Программы развития школы является образование, ориентированное на самореализацию личности с учетом возможностей склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала. Педагогический коллектив ставит своей целью обеспечение образования самого высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества.
Реализация этой идеи позволяет предоставить наиболее способным учащимся выбор предметов для углубленного изучения и осуществить фундаментальную подготовку для дальнейшего обучения в вузах, осознать каждому ученику важность и необходимость школьного образования как основы для последующего личностного и профессионального развития.
Учебные программы ориентированы на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, на развитие навыков самообразования, методов и средств научного понимания, умение мыслить творчески и независимо, на утверждении в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.
Целью программы является создание условий для свободного выбора в соответствии со способностями и желанием учиться. Её реализация обеспечивается:
1) повышение качества знаний учащихся на основе интеграции инновационных и традиционных технологий в современном учебном процессе;
2) ориентацией на развитие высокого уровня мыслительных процессов школьников, сознание каждым учеником собственных способностей;
3) внедрением современных личностно-ориентированных технологий;
4) осуществлением комплексного психолого-педагогического сопровождения
.
Важнейшими условиями реализации цели являются: современное содержание образования, наличие высококвалифицированных педагогов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основным ПРОЕКТИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ образования является формирование всесторонне образованной, социально-зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:
- наличие компетенций по широкому кругу областей и явлений;
- высокий интеллектуальный уровень;
- сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;
- общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость
- патриотизм;
- системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике;
- потребность в самообразовании и самосовершенствовании;
- владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;
- физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;
- профессиональная ориентированность, осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;
- готовность к жизненному самоопределению;
- уважение к труду;
- сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающих отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения.
Приоритетными направлениями развития школы в современных условиях мы считаем:
1. Развитие познавательного и духовно-творческого потенциала личности учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.
2. Обеспечение преемственности и непрерывности образования.
3. Подготовка и участие в эксперименте по проведению ЕГЭ.
4. Охрана здоровья учащихся.
5. Внедрение современных личностно ориентированных педагогических технологий, методика развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности.
6. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе школы; внедрение их в преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
7. Устранение многопредметности, интеграция учебного материала, способного формировать целостную картину мира у учащихся.
8. Усиление прикладной и практической направленности изучения учебных предметов.
10.Усиление внимания индивидуальному физическому развитию учащихся, прикладному характеру физической подготовки. Развитие навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья. Расширение практики внедрения различных форм организации внеурочных занятий физической культурой.
Концептуальные положения включают принципы, обеспечивающие возможность поддержки ребенка в личностном развитии и обучении, демократическое участие большинства в управлении учебным заведением, разумное сочетание управленческих педагогических требований с организацией творческой деятельности и радостью общения.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
1. Закон РФ «Об образовании». (№ 12Ф3 от 13.01.1996)
2. Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (№ 51-Ф3 от 10.04.2000)
3. Устав МОУ Южинской ООШ
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783
6. Конвенция ООН о правах ребенка.
7. Учебные стандарты.
8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)
9. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ МО от 09.02.1998, № 322).
10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02) Постановление № 44 от 28.11.2002)
11. Письмо Министерства образования России от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей».
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
· государство (Россия, регион Новосибирская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;
· учащиеся;
· их родители;
· педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
· оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно – нравственного здоровья;
· усиление роли учебных дисциплин, прикладного цикла, характеристика успешной социализации личности и адаптации к условиям резкого падения экономики сельского хозяйства;
· введение предпрофильного обучения на второй ступени в целях обеспечения профессионального самоопределения обучающихся;
· обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
· совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно – общественной системы оценки качества образования;
· информатизация образовательной практики, формирование основной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребёнком качественного основного общего образования;
- качественную подготовку школьников к дальнейшему обучению школьников;
- интересный досуг учащихся;
А также создавали условия для:
- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей учащихся:
- формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
- сохранение и укрепление здоровья своих детей
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
- было интересно учиться;
- имелись комфортные психолого – педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности. Общения. Самореализации;
- была возможность получить качественное основное общее образование;
- имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого – педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшения условий материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития основного общего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты. К достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления её развития. Таковыми являются:
· модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
· создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
· создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
· внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения медико- социально- психолого – педагогического сопровождения учащихся.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определённых условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
3.3 Проблемы школы и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений развития школы. Нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.
ПРОБЛЕМЫ |
Способы решения |
1. |
2. |
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса |
Недостаточная неосведомлённость педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования
|
Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетенции.
|
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения
|
Апробация и внедрение современных образовательных технологий.
|
Невозможность использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся начальной и основной ступени школы. |
Сложность апробации новых учебно – методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения. |
Сложность апробации новых УМК ввиду отсутствия полного методического обеспечения. |
Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК |
2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
Личностный рост учителя. Повышения профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы.
|
Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента. |
|
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик
|
Повышение компетентности педагогов в процессе в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов. |
Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества |
Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога. |
Личностный рост учащихся, создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив |
Унификация как содержания, как и форм деятельности учащихся, ориентации на «среднего» ученика |
Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения. |
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности |
Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения
|
Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся
|
Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками |
Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.
|
Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни |
Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы |
Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг |
3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства
|
Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий |
Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей |
Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся |
Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников |
Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс |
Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов |
Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием доступа к глобальной информационной сети |
Использование возможностей школы для представления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети |
4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. |
Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся
|
Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения |
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирование условий, обеспечивающих физическое развитие школьников |
Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей системы, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника |
Отсутствие условий и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. |
Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся: разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки |